Для изготовления практически всех деталей кузова используется листовой металл. Под действием прессов различной формы, штампуются детали, которым в конечном итоге придаются необходимые формы. Под воздействием силы в материале возникают силы сжатия и растяжения, метал тянется за счет перемещения частиц, что приводит к возникновению напряжения в точках сгиба. Эти самые напряжения и есть силы, которые и удерживают форму именно в том виде, в котором мы и привыкли лицезреть детали нашего автомобиля.
Как известно, практически весь нынешний автопром, а точнее наружные детали кузова, имеют выпуклые очертания, что дает современному автомобилю ярко выраженный контраст стиля и формы.
В результате аварийной ситуации, в следствие которой вы получили удар по поверхности, в ней возникают следущие силы: сначала идет сжатие частиц металла, потом деталь выравнивается и затем уже становится вогнутой. Если удар был достаточно сильный, то в структуре металла появляются силы, которые его вытягивают. Как правило большинство деформаций сопровождаются появлением пограничной зоны, или как её еще называют пограничный пояс. В этом месте появляются достаточно сильные силы сжатия и в этом месте металл выступает в роли шарнира, на который действуют усилия. При выполнение ремонтных работ по выравниванию формы кузова, такая пограничная область в некоторых случаях является достаточно неудобной проблемой для автомастера, так как именно в этом месте, в металле образуются наибольшие напряжения, которые как известно из сказанного выше и держат форму детали.
В случае если удар был легким, то поврежденная деталь востанавливается путем воздействия силы на вершину вмятины, то есть с обратной стороны, как правило достаточно нескольких резких ударов, чтобы вернуть первостепенную форму, но это только при легких вмятинах. Если удар пришелся достаточной силы, и образовался так называемый пограничный пояс, выравнивание поверхности необходимо вести от краев, постепенно передвигаясь к центру, при этом простукивание детали необходимо вести через специальную, подходящей формы наковальню. Если в зоне удара находятся так же различные усиливающие детали, детали жесткости или стойки, то работы необходимо начинать имеено с них, так как они обладают достаточно большим коэффициентом сопротивления и затрудняют выравнивание.
На этом ознакомительный обзор по методам выравнивания формы кузова ваз 2106, а так же процессам протекающим внутри металла во время его штамповки и при ударе завершен.